Максим Чудиловский - Современный подход к человеко-машинному интерфейсу

Современный подход к человеко-машинному интерфейсу



Рыночная ситуация в металлургическом секторе заставляет игроков искать новые способы ускоряться в решении сложных задач цифровизации, увязывать и обрабатывать возрастающие объемы разнородных данных, централизовывать управление, принимать на рабочих местах сложные решения, напрямую влияющие на эффективность производства, и все это в условиях дефицита времени и квалифицированных кадров.

 Чудиловский Максим Сергеевич

Опыт управления проектами в области MES - 15 лет.



Расшифровка видео:
00:00
А сейчас, если уже говорить об старых кейсах, сейчас мы ждем Максима Чуделовского. Не видел я его лет пять. Макса, я помню, он еще на Siemens работал. Он вместо системах как бы закоренелый Месс. Кто там? Интегратор, разработчик. Но неважно, Макс, он есть Макс. И он сейчас сам нам расскажет. И во-вторых, что он будет представлять, просто я тоже не знаю, что можно из этого выносить.

00:27
потому что у меня не отложилась граница публичности и закрыта информация. Но там очень интересная история, потому что она сильно переструктурирована, и там будет разделение ролей. То есть люди, которые, как говорил Михаил, что летают плохо, так вот есть экосистемы, которые отрефлексировали и перестроились. У Макса современный подход к человеком машинному интерфейсу.

00:54
До сегодняшнего дня я думал, что я много знаю о минимализме. Оказывается, нет, Макс меня превзошел. Максим Сергеевич рад тебя видеть. Расскажи нам по сути, потому что сегодня эту тему тоже задевали, что людям нужен людский интерфейс. Но постарайся акцентироваться и на разузловке заказов, потому что есть люди, кто пришел именно на эту болезненную тему. Давайте слово.

01:24
Максим Чуделовский. Я занимаюсь проектом внедрения MS-системы уже более 15 лет. Как Игорь сказал, у нас был опыт совместной работы в Екатеринбурге. Я хотел бы вам сегодня рассказать про современный подход к человекомашинному интерфейсу. Что это вообще такое? Что это презентация? Я буду рассказывать про набор правил для создания интерфейса

01:53
принимать решение на основании полной информации. И, соответственно, эта презентация будет полезна тем, у кого в работе, перед которым стоят задачи, делать удобный интерфейс для человека, для того, чтобы он быстро реагировал. То есть, если вы делаете какие-то мнимосхемы, даже борды с информацией, с какой-то скипяями, то, в принципе, вот этот набор правил может пригодиться.

02:23
по поводу проблематики. То есть задача решалась в рамках большой программы внедрения диспетчерской системы на 16 заводах в металлоргической компании. Вот какие были проблемы. То есть это зоопарк визуальных форм. То есть на первой очереди проекта было 260 СТП, понятно, разных производителей. И на этих СТП было 1300 схем.

02:50
которая необходимо была централизовывать в единой системе. Соответственно, при такой задаче есть необходимость унификации. Иначе никто не поймет, что изображено на всех этих схемах. Ну то есть первая проблема — это большое разнообразие схем и элементов на этих схемах, с которыми приходилось разбираться. Дальше неприятие изменений с стороны оперативного персонала. То есть всегда операторы, они такие...

03:19
не особо готовы к инновациям, поэтому всегда, когда внедряются что-то новое, приходится вот это неприятие преодолевать. И третье, отсутствие права на ошибку, то есть у нас была запущена большая программа, и соответственно, все те наработки, которые мы применили на первую очередь, они автоматически тиражировались на последующие.

03:48
внедрили что-то неоптимальное, были бы вопросы у руководства. Соответственно, задача была следующая. То есть выработать подход, который обеспечит унификацию интерфейса оперативного персонала без снижения удобства использования. Это первое. И второе. Этот унифицированный подход должен позволить менеджменту без доп. подготовки сравнивать работу разных предприятий. То есть по сути у нас такой винегрет

04:18
на разных предприятиях, а он должен быть унифицирован для того, чтобы можно было сравнивать между собой. И, собственно, какое решение было принято? Мы решили использовать подход консорциума АСМ. Это совокупность компаний, которые внедряют АСУТП, являются поставщиками АСУТП, либо являются производителями.

04:47
как правило, это нефтехимия. Этот консорциум был создан в 1994 году, и основная его цель была разработка стандарта, который позволит оператору быстро реагировать на отклонения. То есть, ASM это расшифровывается как abnormal situation management, то есть обработка стандартных отклонений ситуации. Дальше про основные концепции ASM.

05:17
принципы, скажем так. Первое – это иерофическое представление информации, то есть это навигация drill-down от общего к частному. Далее – это представление информации в контексте. Дальше покажу примеры упрощенной изображения объектов и акценты только на важном, то есть яркие цвета только в критических ситуациях. Сейчас я расскажу по каждому принципу отдельно, до объяснения.

05:43
Первое — это иерархия информации от общего к частному. Соответственно, как многим известно, человек может одновременно удержать в памяти небольшое количество информации, то есть до семи объектов. Соответственно, если единоразово в один момент вывалить на него палитру разных оповещений, ему тяжело будет реагировать. Поэтому предлагается делать иерархию экранных форм.

06:11
которые позволяют передвигаться от общих каких-то понятий уже более к детальному пояснению по каждой ситуации. То есть в контексте визуализации мимо схем предлагается делать общий экран всего производства, дальше экраны цехов, участков и уже более детальные экраны конкретной единицы оборудования. Соответственно...

06:37
Набор информации, который отображается на каждом уровне, он меняется. Но по сути, на общем экране специалист видит основные тревоги, то есть есть ли тревоги в конкретном цеху или производстве, нужно ли ему дальше спускаться, либо он может остаться на основном экране, потому что от него каких-либо действий не требуется. Соответственно, дальше, когда он видит наиболее приоритетную тревогу, он спускается на более нижний экран, смотрит, какие есть отклонения.

07:07
И если ему нужны какие-то пояснения, то он спускается к более детальному экрану. Вот. Это первый подход. Тут описывается роль каждого дисплея, но в принципе я это уже сказал. Дальше. Предоставление информации в контексте. То есть у нас обычно как информация представляется на экране? Это какой-то технологический параметр.

07:37
позиция на технологической схеме и соответственно единицы измерения. То есть по этому параметру очень тяжело понять, что происходит. То есть это хорошо или плохо, 989.7. Иногда он может подсветиться красным цветом, но непонятно, насколько это плохая ситуация. Или если он не подкрашен, мы не знаем, насколько далеко этот параметр от...

08:06
граничного значения. Представление информации в контексте позволяет единомоментно оператору понять, где мы сейчас находимся. Например, вводится элемент, называемый элемент уровня, на котором отображаются целевое значение, фактическое значение визуально, границы нижняя, аварийная нижняя предупредительная и, соответственно, верхняя аварийная, верхняя предупредительная. И также виден тренд.

08:36
каким образом ведет себя параметр, если, допустим, тренд резко растет. Оператор сразу же видит, что это происходит, и понимает, что ему нужно обратить внимание. Еще в качестве примера тоже вот такой слайд интересный. То есть по вот этим параметрам, допустим, непонятно, что происходит с нашей кошкой. То есть если вы не специалист, вы не можете знать. А когда...

09:05
Информация отображается в контексте, соответственно, сразу же понятно, где находятся параметры и на что нужно реагировать, что нет. Сейчас в последнее время очень большая проблема с доступностью квалифицированных специалистов. Такие упрощенные мимо схемы, которые дают информацию в контексте, они несколько снижают требования к специалистам, к персоналу, без потери качества управления.

09:35
Вот один из примеров схемы, когда у нас идет какое-то отклонение.

09:43
Дальше. Третий принцип – это упрощённое изображение объектов. То есть тут основные моменты – это изображение любых технологических объектов в виде простых геометрических фигур. То есть это прямоугольник, круг, квадрат, треугольник, многоугольник иногда. Зачем это нужно? Специалист и так знает, как выглядит установка. Ну, даже если он этого не знает, что странно было бы. Ему для управления процессом…

10:13
внешний вид установки, он в принципе неважен. Ему нужно просто различить, что это вот там условная печь, а это там станок. И насколько бы детально это не было прорисовано, суть от этого не меняется. То есть если у нас есть условное изображение печи, оно всем понятно, оно простое, и оно не должно по сути оператора отвлекать от управления процессом. То есть исключается любая 3D-графика, анимация.

10:43
Также исключаются цвета для отображения нормальных состояний. То есть при таком подходе считается, что если состояние объекта нормальное, оно не должно отвлекать внимание. То есть, допустим, если у нас, например, насос, он выключен, и это нормальное состояние, то у него там темно-серый цвет заливки. Вот. Если насос включен, то у него светло-серый цвет заливки. Если это считается нормальным.

11:13
какой-то ненормальной ситуации, соответственно, у него появляется вокруг него красная рамка либо желтая, в зависимости от типа аварии. То есть мы не акцентируем внимание на нормальном, мы акцентируем внимание только на отклонениях. Потому что когда, ну вот, я дальше покажу мне схемы, когда они все такие разноцветные, это, конечно, может выглядеть красиво, но ориентироваться по ним достаточно сложно. Также предлагается исключить цветовое кодирование потоков.

11:42
Ну, ещё такой подход, он повторяет предыдущее. Если нет отклонений, объект не должен привлекать внимание. И справа вы видите реальные объекты, которые у нас на производстве используются. То есть, такие-то ёмкости, выпарные батареи, печь, конвейеры. То есть, в некоторых случаях печь, они вообще изображены на общем экране очень примитивно. То есть, просто как кружки.

12:09
И тут возникает отклонение по количеству работающих печей. То есть, в случае, если меньше пяти, соответственно, в стема у него возникает индикация меньше... Ну, в общем, меньше девяти. Соответственно, не нужно специалисту считать эти печи каждый раз. Вот мы сделали такую рамку, он знает, если она горит, значит, что-то не так надо.

12:37
дальше исследовать, что со второй, третьей, одиннадцатой, двенадцатой печкой происходит. Так, дальше. По поводу акцентов на важном. То есть, это вот примеры пользовательских интерфейсов, которые в основном используются на СУТП. То есть, они все разнообразные, там разнообразная визуализация. И при такой визуализации достаточно сложно определить, что на самом деле не так происходит. То есть,

13:06
чем характерны современные интерфейсы оператора. То есть это высокая контрастность между передним и задним планом, это вызывает усталость в глаз. То есть используются несовместимые цвета, тоже на зрение влияет. Объекты слишком мелкие либо слишком крупные, не всегда текст виден, особенности мониторов тоже понятно.

13:34
Вот, собственно, идея стоит в том, чтобы в случае ненормальной ситуации снизить интенсивность, скажем так, стимула или возбуждения, которое передается от человека машинного интерфейса оператору. То есть если будет резкий звук какой-то или слишком яркий свет, какое-то время специалист будет отвлекаться только на этот свет, но при этом не будет думать о решении проблемы. И специалисты предлагают...

14:02
делать вот этот фактор отвлекающий, он какой-то должен быть, ну, как это, средней интенсивности. Вот. Ну, соответственно, предлагается исключить мигание, это тоже сильно отвлекает. Вот, собственно, пример схемы, ну, это такая условная схема, и предлагается там посчитать количество тревог на экране. То есть при такой палитре сделать, ну, это достаточно сложно, и тут…

14:30
еще используются активно красные и желтые цвета. Непонятно, по каждому из параметров нормальное это поведение или нет. Где-то там может быть клапан, для него это нормальное состояние, красное, где-то нет. И такая же схема перерисована по стандарту ISM. Соответственно, тут, как говорили, статус оборудования включен, выключен, отображены.

14:57
какие-то есть технологические параметры, но мы видим, что никаких отклонений нет. То есть ничего не отвлекает оператора, и он сразу же за одну секунду может понять, что ситуация нормальная. Дальше переходим к следующему экрану. Это пример, когда возникают какие-либо отклонения на экране пользователя. Соответственно, сразу же можно понять, что там у него какое-то одно предупреждение. Тут нарушение границы предупредительной, а тут

15:27
два нарушения аварийных состояний. То есть, в принципе, ориентироваться по таким экранам намного проще. Глаза не устают на них смотреть, и сразу же понятно, что является приоритетным. Так, ну это предложение по цветам. Дальше расскажу про итоги. То есть, мы весь этот подход применили. Ну там не весь, конечно, были какие-то отступления. Вот. Но в итоге мы реализовали 1300 схем.

15:55
в единой системе, это на двух заводах, было унифицировано всё это многообразие элементов, и в итоге мы сошлись на порядка 20 динамических элементов, то есть те, которые меняют цвет либо как-то визуально меняют свое состояние, и на порядка 50 статических элементов. Эти элементы объединены в единой библиотеку, соответственно, у них полностью описано их поведение.

16:25
полностью описаны все цвета, вплоть до номеров цветов. Ну и соответственно, каждый элемент, который был на мимо схемах, он сконвертирован в целевой, в стандартный. У нас было большое сопротивление персонала, и приходилось активно работу проводить, но в итоге руководители сказали, что да, они понимают...

16:52
все преимущества подхода, им даже новый интерфейс нравится больше, чем старый. Вот это, я считаю, хорошее достижение. От некоторых принципов мы не могли отказаться, потому что нужно было идти на какие-то компромиссы. В наиболее критичных случаях мы используем звуковую сигнализацию, когда нужно реагировать прямо в данный момент, и мы не смогли отказаться от цветов потоков продуктов, потому что производство

17:21
было сильно против. Мы использовали блековые цвета, которые не сильно отвлекают специалистов. И в итоге, что у нас получилось? Вот такая у нас была схема изначально. Она в принципе, ну это не самый худший вариант, скажем так. Тут более-менее такие однотонные цвета использованы, но все равно тяжело ориентироваться по уровням в резервуарах.

17:52
И в итоге мы перешли к такому отображению. То есть, соответственно, сразу же видны все отклонения, которые у нас есть. Тут нет представления информации констекстуальной в плане трендов. Мы не делали тренд для каждого резервуара. Но у нас есть информация по границам. Вот она видна. Видно, когда параметр достигнет аварийной.

18:19
либо когда он достиг предупредительной границы. Ну и также по авариям тоже тут хорошая визуализация. В принципе, вот и сейчас вторая очередь заканчивается, у нас семь предприятий в объеме. Ну и, собственно, мы используем такой же подход, платформа сменилась, но... Все принципы используются, то есть от завода к заводу невозможно отличить схемы, то есть непонятно, на каком продукте они сделаны, потому что они...

18:47
все элементы у нас полностью используются библ В принципе у меня все, если есть какие-то вопросы, я готов ответить, пояснить. Вопросы в чате в первую очередь. Вот так, ну тут выкол и откол, я не знаю, насколько это важно. А вопрос вот именно разработку самих отчетов вы упростили или нет? Разработку отчетности?

19:13
Ну, тут отчеты они остались, то есть мы не делали унификацию в какой-то отчетности. Ты упростил количество артефактов, ты уменьшил количество состояний, ты стандартизировал состояние. И есть предпосыл, что теперь дашборд сделать проще и согласовать проще, провести через комиссию проще, согласовать со всеми, как у вас говорят, стейкхолдерами проще. И заметно ли это упростилось? Вот я так понимаю этот вопрос, может тут вопрошающих поправят?

19:43
У нас была оптимизация в плане количества. То есть где-то у нас, скажем так, за счет более плотного размещения объектов мы объединили несколько форм в одну. Да, такое было, но изначально такой задачи не стояло. Да, вот такой ответ. Что касается выкол-откол, да, согласен. Это ошибка в презентации.

20:11
насколько сейчас стало возможным упростить автоматизацию разработки отчетов. Ну, то есть у нас, да, я понял, есть и такое преимущество, но это наше внутреннее преимущество, то есть у нас вот эти вот базовые элементы стандартизированы, их не нужно, допустим, если производство просит новую форму подготовить для них. Вот, мы не создаем для них вот эти вот элементы визуализации с нуля, а у нас вся эта библиотека есть.

20:40
И мы можем привлекать даже студентов последних курсов для того, чтобы с этой библиотекой работать. То есть в принципе для того, чтобы разработать библиотеку, нужен специалист высокой квалификации, для того, чтобы уже разрабатывать формы. Ну не нужен специалист высокой квалификации. Соответственно, это полезно как для нас внутри, нам легче нанимать людей, так и для компании, для бизнеса они экономят, во-первых, деньги, во-вторых, скорость изменений.

21:09
То есть мы достаточно быстро там за, если небольшие изменения, за пару часов мы это можем применить. Насколько это портируемая система? То есть к чему она у вас пришита? Ну, к этим, к разным скадам, я понимаю. Насколько она портируема? То есть, ну, что, условно, у нее есть стандартный API, я беру и делаю себе свои dashboard. И вообще, насколько это вообще целесообразно? Ведь есть, допустим, какая-нибудь графана, то есть есть стандартная система построения dashboard.

21:37
насколько целесообразно использовать вашу систему, либо что-то, насколько она портируемая или универсальная. Нет, ну тут речь не о программном обеспечении, а речь о самом подходе к визуализации. Поход хороший, я поддерживаю, хотя это не по теме конференции, но очень жирная тема, я ждал ее 20 лет. Это вообще правильная тема. И мы со своей стороны, мы у себя узаконили светофоры, и почему-то это не очень

22:07
но от Скворцов поддерживает как бы светофоры, то есть и, ну я считаю, это статус от любой сущности, это срок сдать работы, ну соответственно, чтобы не было рекламации с стороны производства, чтобы не было неприятия. Может быть, формально это не совсем правильно, но вот в больших компаниях бывает и так. Вообще, когда собираетесь это делать, ведь это ведь перспективная история, она же применяется,

22:37
То есть когнитивные вещи уже все знают, что у правшей рабочий угол правый верхний, у левшей там по-другому. Все знают, насколько у человека даже по глазам можно определить степень его усталости, насколько он шевелит глазами или насколько он зол, когда бегает за... То есть многие вещи. Скорость реакции. Ведь считывают очень многие психологические факторы. По ритмике набора на клавиатуре считываются. Это вообще дойдет до производства когда-нибудь? Для...

23:06
тех производств, для которых это значительно влияет на их бизнес, то есть, например, в случае каких-то значительных остановов, естественно, это должны активно использовать. У нас более, скажем так, медленно текущие процессы. Соответственно, система позволяет длительное время, относительно длительное время не реагировать на отклонения.

23:34
при этом это не приводит к критической ситуации. Но это позволяет оператору меньше времени тратить на управление. То есть он может быстрее разобраться. В случае, когда он посмотрел на экран, он быстрее разбирается с критичной ситуации. Понятно. Ну тут вопрос еще один, что не сочти за грубость, сапожник без сапог. Кто тебе мешал сделать слайды в два раза больше? У тебя там, эй, я ненавижу мелкие буквы, у меня же плохое зрение. Носорог плохо видит, но обычно это проблема не носорога.

24:03
Так вот, когда у людей есть место на слайде, они экономят шрифты, мне как-то некомфортно. Расскажи мне такой вопрос, пожалуйста. А как вот тебе приходилось эту систему продавать? Вот смотри, это всегда очень большая засада. Ты приходишь и у менеджера, у дизайнера и у того, кому использовать, ну, условно производца. Совершенно разный взгляд на дашборды.

24:28
То есть дизайнер делает красиво, так как нравится директору, и потом у этого вытекают глаза. Либо вот пастельные, ты же говорил, что подавляли цвета. Их как на презентации продать директору вылили, приходишь и говоришь, да это что такое? Это как линялая майка какая-нибудь сделайте поярче, чтобы зеленый был зеленый, чтобы красный был красный. Вот ты продавал эту историю? Ну конечно, да. То есть внутренняя продажа внутри компании происходила.

24:57
Как я говорил, много встреч было с производственниками. Мы, естественно, все говорили, присылали нам картинки из табло. Есть такой инструмент визуализации Берайны. И показывали красивые картинки. Но мы, соответственно, объясняли, почему мы делаем именно так. Почему мы с оператором на сером заводе показываем серые минимосхемы, они разноцветные. Были разные аргументы. То есть...

25:26
очень хорошо работало, допустим, сравнение. То есть, когда демонстрируешь, допустим, вот схему вот такую цветастую, предлагаешь найти там аварии, отклонения, и показываешь схему такую, которая более в спокойных тонах, и она позволяет быстрее ориентироваться. То есть, суть была в том, что форма объекта, ну, она,

25:56
не сильно влияет на реакцию. То есть цель в том, чтобы быстрее оператор реагировал, меньше глаза уставали. Если это можно добиться вот такими однотипными схемами, однотонными, то почему бы и нет? Понятно. Это больной вопрос, так что действительно выступление не по теме, но УДМ вышел из подполья. Вот Сергей Францевич на эйро помнит, это 16 декабря, когда мы именно зацепились из-за дашбордов. Какие должны быть дашборды?

26:25
И, собственно, с этого начался открытый UDM, потому что, ну, началась бойня за дашборды. Здесь я видел еще людей, кто прятал метрики. То есть я взял и все-таки я чуть-чуть в этом понимаю. Я попросил программистов добавить в дашборды таймер. Ну, то есть какими дашбордами, сколько пользуется. И выяснилась печальная история. Ну, то есть условно, что из 30 дашбордов мы 27 купили зря. И в них никто не смотрит.

26:53
Вот такая история, я поддерживаю это, что эта история очень хорошо оцифровывается, то есть уменьшилось ли количество ошибок, уменьшилось ли количество брака после этого. И вплоть до того, что не любят люди, когда искусственный интеллект можно сделать нейроночку, которая покажет, что из этого зависит. Просто у нас уже был такой опыт, когда нейронка показала, что это зависит не от того, что нам начальство указывает. Начальство велело искусственный интеллект убрать под диван.

27:21
Потому что он говорит, что ипотека влияет на трудолюбие. Что у кого ипотека и двое детей, у него КТГ выше на 10%. Междуремонтный интервал почти в три раза лучше, чем у тех, кто без детей, без ипотеки. А вот разряд и вот этот тимбилдинг, который делают люди замедленно, он ни на что не влияет. Ну то есть там статистическая погрешность. Мне почему интересна клиентская история, потому что...

27:48
Там, где я этим пытался заниматься, там большинство вещей люди убрали, но потому что эти цифры были для них обидными. И их уверенно было убрать и не показывать. Так вот вопрос. В целом начальство соглашается, да? Ну то есть как бы слышат эти аргументы. Уже такого нет, что наш Иван Иванович сказал делать вот так, и конкретно это Маша и Левика боится идти доложить, что эксперт сказал, что это говно, а не дашборды.

28:18
Вообще очень хорошо работал на нас закон ЛГБТ. Вот, мы… Последний аргумент, если все отказывались, я показывал им разноцветную мимо схему ЛГБТшную. Вот, и при таких ассоциациях они достаточно быстро переставали топить за стараться… Слушай, Макс, это супер лайфхак. Надо эту тему расширить. Вот тут вот Сергей Франси предлагал сделать реестр лайфхаков УДМ. Это, ну, вообще, это тема, это то есть…

28:47
у правильных пацанов должны быть правильные дашборды. Как на Брабусе, все черное и только надпись Брабус красная. То, на что надо обратить внимание в целом. Очень согласен, спасибо, ждем тебя еще на УДМ, рад тебя видеть на более активной стороне, надеюсь будешь чаще появляться. Спасибо и готовь темы, в том смысле на следующий УДМ можешь предложить темы, потому что у нас же бывает, что мы...

29:14
разбиваем по темам, ну допустим с утра теория, потом практика, потом как бы философия. Вот уже мы договорились, то есть этот устроит чай пить, а может быть мы даже сделаем и следующее, я сейчас подумаю, ну может наоборот, если я технически организую, мы наберем пиво, сядем в кабаке с питеркином и еще кого-то позовем, и оттуда будем делать трансляцию для онлайна, а мы сделаем гибридный формат. Спасибо тебе, Захейские Дашборды, интересный концепт.

29:44
И доклад мне понравился. Я согласен, что нефтяно. Но вообще, тема самая важная, приважная, что пора уже на производство. Как ты помнишь, что вот эта тема, переходишь через улицу, попадаешь из 19 века в 21-й, что где-то на полу можно сидеть в костюме, а где-то ты зашел и все, и прощай ботинки. И поэтому я считаю, что это важно для культуры производства, для уважения к людям. Но метрики надо подключать. Было бы их неплохо, если бы вы для себя сделали.

30:13
Вот я думаю, что Илья поддержит, понимаешь, мысль мою. А это недорого стоит, есть уже пакеты, у психологов это проработано. В частности, со мной Морозов с Камаза поделился наводками некоторыми. Там, кстати, еще одна тема, но не такая шикарная, как ЛГБТ. Но современные взрослые не могут пройти тест для семиклассников советских. То есть, когда мне Морозов дал наводку, я раздобыл эти тесты.

30:42
И выяснился ситуация, что взрослые доходят максимум, дотягивают до того, ну для тестов для семистоклассников, когда определяют наклонности. Почему? Потому что по нажатию на кнопки мы можем, кстати, вычислить маргиналов, но это надо большой трек, но это вычисляется с достаточной степенью вероятности. То есть, ну кто собрался там кого-то убить или вообще там это что-то сломать, ну когда человек на грани срыва, это по клавиатуре это...

31:09
Когда человек на грани усталости, то есть когда у него начинаются уже какие-то иллюзии, это тоже по нажатию на клавиатуре. Эти методики их надо только прикрутить. Я их видел, но совершенно в других областях. Когда это достаточно сильно микромимика анализируется, особенно на клавиатурах, и очень развито эта тема анализируется. Спасибо. Давайте эту тему прокачивать.

31:36
Я за людские интерфейсы и за то, чтобы были какие-то стандарты в том числе, но чтобы уже, допустим, месс и кран, ты помнишь, сколько на это сил положено из споров, чтобы прийти к каким-то, ну, если будут стандартные практики, чем хорошо у буржуев, у них все стандартно. То есть, действительно, они отстают от нас на 30 лет, но человек, который закончил MBA в Торонто, в Ванкувере, в Теннессе, в Майами, они говорят на одном языке.

32:04
а у нас эти люди как будто с разных планет. Спасибо, Максим Сергеевич! Да, спасибо за возможность.

.

Максим Чудиловский -  Современный подход к человеко-машинному интерфейсу
IT_InBIT May 31, 2024
Share this post
Sign in to leave a comment
Михаил Скворцов - Как ERP оскорбляет чувства неверующих? Доклад-дискуссия.