#UDM24_5 05 Проектный менеджмент и автоматизация завода на odoo, Игорь Волченко


Скоро к нам подключится Игорь Волченко. И мы посмотрим в том числе его проектный менеджмент, его набор отклонений, как он это реализовал. Игорь приветствует, и вовремя пришёл. То ли это какая-то карма, и то ли это вот этот общий негатив, усталость, и вот это все то, что цифровизация сползает потихонечку в болото, но стали задавать меньше вопросов. И это катастрофически. Я учу такого же размера группы. Свердловской области учу малый бизнес по традиции, цифровизация. Я веду иногда учебные семинары, стали задавать гораздо меньше вопросов. Это я считаю очень негативный тренд.

00:30

А сейчас давайте поприветствуем Игоря Михайловича. Мы тебя не видим, давай свой экран, потому что тут не у всех получается с первого раза. Ну, во-первых, человек работал на зарубежных проектах и на отечественных.

 

00:55

Второй вопрос. Он не совсем IT-шник. Третий вопрос. Он много добился очень маленькой командой. Следующий вопрос. Он нам покажет и как завязаны отклонения. Мы тут говорили об отклонениях, о проектном менеджменте. Мы говорили о мониторинге, об эскалации проблем. Рад видеть, выглядишь бодро.

 

01:17

нас тут запишут в одушники. Кстати, могу сказать, что Игорь ничуть не одушник. Он нам сейчас будет odoo показывать. Но, как и меня иногда записывают в Евангелисты ОДУ, это просто ситуационный инструмент, что в каких-то ситуациях правильно полагаться на опенсорс (opensource). И самое ещё что важно, что Игорь Михайлович нам много покажет из живой системы.

 

01:47

Игорь сказал, что я не совсем IT-шник, но это не совсем так. Я почти 15 лет был IT-директором на различных предприятиях, поэтому потом перешел больше в консалтинг и производственный менеджмент. Поэтому знаю производство с разных сторон. С точки зрения управления оптимизацией самих процессов и с точки зрения автоматизации. Работа уху.

 

02:15

в различных компаниях различной величины. То есть один из самых больших моих проектов — это группа компаний АвтоТор, которая до сих пор выпускает машины. Раньше выпускала BMW в России, теперь выпускает всяких китайцев. До сих пор работает на той системе, которую я спроектировал, запустил разработку и эксплуатацию. Сейчас работаю в компании АКП.

 

02:45

металлообработкой, промышленной автоматизацией и инжинирингом. Есть у нас две производственных площадки в Калининграде. Обороты не сильно большие, но растут, причём достаточно динамично. То есть, выпускаем различное, как серийное, так и несерийное оборудование, продукцию, результаты металлообработки, модульные и архитектурные формы различные.

 

03:15

например, сварочные сборочные столы, сварочную оснастку, роботизированное оборудование, то есть сами пишем софт для роботов интеграционный, то есть скрещиваем промышленную автоматизацию и роботизацию, выпускаем как отдельные установки, например там для сварки резки металла,

 

03:42

продольных круговых швов различного диаметра на трубах, на баках, на различных ёмкостях. Поворотные столы с приводами, причём многоосевые, с треками. Сейчас у нас проект в разработке моду структура, то есть состоит из отдельных ячеек.

 

04:10

в которой робот меняет инструмент или подаёт заготовки, снимает готовую продукцию. Ну и до таких больших установок, например, сейчас тоже в работе установка для сварки кузовов у самосвалов. То есть трек 16 метров, две колонны 6 метров высотой, на которых закреплены сварочные роботы, которые ездят вперёд-назад, вверх-низ. Поворотный кондуктор, который поднимается,

 

04:39

В общем, такая серьёзная система. То есть занимаемся модульной архитектурой. Всякие веранды, какие-то фонтанчики, кафешки маленькие, сборные. Сейчас разрабатываем структуру модульного дома для глэмпингов. То есть, такие вот мелкая фурнитура для...

 

05:07

подъездных козырьков, рам и так далее. Ну вот такие вот киоски делаем, ставим на курортах города. Парковки для самокатов, в том числе в Москве ставили. Делаем всяческие комплектующие для автопрома, для архитектурных, как я говорил, всяких форм.

 

05:35

Ну, теперь это я так рассказал, чем мы занимаемся. То есть номенклатура большая, людей у нас не очень много, там порядка 130 человек, которые занимаются всем, и управлением, и рабочих, и логистов, и бухгалтерия, то есть все-все-все. Работаем с несколькими видами процессов, ну, серийный процесс я рассказывать не буду, он в принципе тут достаточно понятен и стандартен.

 

06:04

а вот процесс так называемых заказов полного цикла у нас достаточно не сказать, что сильно своеобразен, но с особенностями. пройду по процессу, стандартно клиент присылает коммерческое запрос на коммерческое предложение, менеджеры продажники готовят его, запрашивают.

 

06:32

конструкторский отдел на какое-то предварительное эскизирование, чтобы что-то показать заказчику. Потом идёт согласование коммерческого предложения. На основании коммерческого предложения согласованного получается ТЗ. Потом запускается разработка конструкторской документации. У нас сразу делаются и 2D чертежи и 3D модели и соответственно

 

07:02

спецификации, то есть bill of material. Потом это согласуется с заказчиком и продажники заказчикам это все согласует. Появляется контракт. Как появился контракт у нас бухгалтерия начинает выставлять счета, а технологический производственный отдел начинает уже вопрос рабочего согласования спецификации чертежей, создание

 

07:31

продуктов спецификации в системе. Запускает подготовку производства. То есть что-то идёт на заявку по закупке материалов, что-то идёт сразу в производство. То есть сразу там три модуля, то есть заявки, складские операции и производство. Из заявок на производство это номенклатура, что производить. Это все разузловывается в производственные задания.

 

07:59

по операциям, по рабочим центрам и по готовности делается отгрузка готовой продукции, ну и дальше там приёмка оплаты. То есть достаточно такой разветвлённый процесс и часть, которая идёт между менеджером клиентом и подготовкой конструкторской документации согласованием, это вообще такой чистый проектный менеджмент. А то, что идёт

 

08:27

чисто производство, складские операции, заявки на производство, контроль операции. Это все, в общем-то, менеджмент производственный, и хотелось бы какую-то единую систему, которая нам бы это все делала. Потому что работали в Google таблицах, там каждый отдел имел свою какую-то табличку, там что-то ввёл друг другу, давал доступ, не давал доступ, кто-то что-то должен был заполнять.

 

08:56

в одном месте проконтролировать было нельзя. Для управления проектами пробовали Bitrix. Что-то было там написано на MXA, а, кстати, самостоятельно. И там на кучке бумаг. Тут должен был мат, но я это, воздержусь. Поэтому начали искать простую, гибкую, демштабируемую систему. Но желательно не 1C. То есть у нас

 

09:23

года три назад был печальный опыт, то есть много чего наворотили, но не взлетело. Потому что я не хочу ничего ни плохого, ни хорошего сказать про 1С, но скажем так, нам она не подошла. Долго думали, искали на чем реализовывать, но в принципе я обратился к своему прошлому опыту, то есть консультировал несколько проектов, которые были на воду.

 

09:52

посмотрели ещё раз функционал, в общем решили делать это все на ODA. Презентационная часть закончилась, теперь буду показывать, как это на живой системе выглядит.

 

10:09

Это самое интересное. Нервных и беременных просим покинуть здание цирка. На самом деле, мы до сих пор находимся в стадии, скажем так, развития системы. То есть, я не хочу сказать, что все эти модули, что здесь есть, они все работают. Но запустили самое основное. Мы запустили проектный менеджмент.

 

10:39

по презентации показал, по потоку. То есть у нас он состоит из каких-то отдельных блоков. Есть несколько шаблонов проектов, тестовый и локальные разработки, вернее заказ полного цикла и локальные разработки. То есть мы из этих шаблонов создаём проект. Проект может создаваться как

 

11:09

скажем так из системы продаж. У меня сейчас такая полурабочая система, это тестовая копия с частично рабочими данными. Многие данные живые, многие данные тут тестовые. Продажи тестовые, чтобы наши клиентов деньги не светить. Но по большому счету, то есть можно, создав коммерческое предложение для какого-то клиента,

 

11:39

выбрав вот эту разработку заказа полного цикла.

 

11:46

предварительно ввести какую-то цену. Если мы этот заказ подтверждаем, то у нас у всех пользователей проекта появляется новый проект в пуле задач. Причем, что удобно, права настроены так, что, например, те же технологии конструктора не видят продажную цену, они просто видят сразу проект.

 

12:16

С007, то есть из модуля Sales 007 7 заказ появился. В проектах у нас появляется вот такой вот готовый шаблон. Он ставится в очередь. Дальше он заполняется. В проектах мы сделали следующее. То есть исходя из нашей там сложной модели и

 

12:44

достаточно серьезных заказчиков. То есть у нас есть в проекте исполнители, есть контролеры, есть ответственный технолог, ответственный конструктор. И в зависимости от того, кто есть что, у каждого свои что ли есть права и свои обязанности. То есть заполнив, например, здесь какими-то данными,

 

13:13

функционал мы взяли стандартный, но немножко его доработали в воду. Если в воду стандартный есть руководитель проекта, мы добавили еще свои роли. Добавили согласование задач. То есть модуль, то есть он можно включать-выключать. То есть если мы включаем согласование задач, то пока задача не подтверждена, она выполнена и попасть не может. Добавили немножко своих полей, из которых мы автоматически можем сформировать заказ.

 

13:43

Например, дав ему какой-нибудь...

 

13:49

Номер проекта, название лестницы, номер проекта у клиента.

 

14:00

мы можем получить готовое склеенное название, которое можем использовать как внутри проекта, так и вынести его в название. В зависимости от того, какие мы роликам у нас назначили, у нас появляются значки кто у нас в проекте кто. То есть мы каждый проект можем посмотреть, увидеть...

 

14:26

Когда человек заходит в проект, я буду видеть только то, что назначено мне. Все проекты разбиты. 4 задачи, как я показывал. Менеджерская часть, продажная часть, конструкторская, технологическая и производственная. В каждом проекте у нас есть...

 

14:55

ответственно это тот, кто выполняет и есть называемый контролер задачи. Только он может согласовать закрытие или менеджер проекта, который там еще на ступеньку выше, ну или администратор всей системы. Соответственно, если я этот проект двину на какой-то этап, ну то есть тут классический канбан, если я двину

 

15:24

например, вот не выполнено, не выполнено и согласовано задачу пытаюсь закрыть, выполнено и переночевано, он мне скажет, что должна быть согласована, что она закрыта. И плюс еще мы внесли так называемый чеклист, тоже наша доработка.

 

15:48

по мотивам того, что есть в магазине приложений Odu. То есть Odu выбрали почему? Достаточно гибкая Open-Source-система, плюс достаточно много приложений, и квалификация для вхождения в написание программирования достаточно... уровень достаточно приемлемый. То есть не надо быть каким-то там супе

 

16:18

дописывать достаточно таких крепких средних знаний. То есть у нас в каждой задаче есть чек-лист, который показывает, что надо сделать. Например, для того же менеджера получить данные, подготовить, согласовать, оформить договор. Когда он это все выполнил и ему контролер этой задачи это все согласовал, тогда задача может переходить в статус выполнена. В рабочих статусах, в рабочих этапах она может быть

 

16:47

перемещаться свободно. То есть в работе там, в очередь я ее перемещаю свободно, как только я ее хочу. Вот, а по закрытии я должен получить согласование. То же самое с например если у меня какой-то из пунктов чек-листа не выполнен, то она мне тоже не даст перенести эту задачу выполнен. Она скажет, что извините, вы должны, даже если я ее

 

17:17

То есть надо ее выполнить. То есть все даты выполнения фиксируются, чтобы можно было посмотреть, кто когда... В глубинах базы можно посмотреть даже, кто это закрывал. Поэтому достаточно плотный контроль за всеми этапами жизни задачи. Все задачи мы можем вывести, отсертировать, отгруппировать.

 

17:47

сделать группировку по тем же чек-листам, по этапам. То есть, посмотреть, на каком этапе находится задача. То есть, получается такой двухуровневый канбан внутри задачи, что достаточно удобно. Есть стандартные этапы, в очереди выполнены, в работе отложено, заморожено, отменено. А есть конкретные этапы, на которых находятся, и можно всегда посмотреть, кто, где, что.

 

18:18

Чек-листы с прогрессбером дают понятие, где она, в каком состоянии находится. На каком этапе, в каком состоянии. В принципе, достаточно удобно. Люди в эту всю систему въехали быстро, начали пользоваться. Данные по проектам они реальные, поэтому можно видеть, что тут уже, наверное,

 

18:48

работе. С проектным менеджером, все, то есть тема нашего производству относится, но для того чтобы подготовить. Соответственно, для того конструктора разрабатывают в начале

 

19:18

Пока модуль в воду сопряжения SCAD система мы не используем, хотя я его начал тестировать. Есть такие модули, что прямо в инвентарь, например, или в автокад встраиваются, и чертежи, которые там, переносятся в воду. Там появляется специальная вкладка в автокаде, где есть дополнительные поля, и в воду появляется новый продукт.

 

19:47

со всеми атрибутами, кто его разрабатывал, на какой он стадии и так далее. Но мы его пока тестируем, используем проектный менеджмент. Но для того, чтобы хранить чертежи, мы для себя открыли такое нестандартное использование GitLab, то есть развернули GitLab сервер на своих машинах. И там все проекты у нас живут в GitLab как...

 

20:16

как проекты софта, то есть там версии чертежей поддерживаются. Единственное, что на уровне файлов, не на уровне изменений, потому что GitLab работает с текстами или с бинарными файлами, просто по отличиям, что файл был такой, размер такой, это дата создания стал такого-то. Но все изменения всегда можно обкатить, технологи разработали модель, модель имеет в смысле структуру данных,

 

20:44

в папочки с чертежами с 3d моделью, там у dfx какие-то отдельные вещи сюда складывают и потом они всегда доступны по ссылке достаточно удобно. Если посмотреть, например, все чертежи здесь есть, есть 3d модели, если кому-то надо их, потом можно использовать в том же ODA.

 

21:14

на GitLab внутри и по ней быстренько переходим всегда к проекту. Можем иметь доступ работать с документами. В дальнейшем планируем еще более плотную интеграцию. Теперь, наверное, то, что больше интересно с точки зрения производства. То есть модуль производства тоже развернули, используем. То есть с чего тут все начинается? Начинается все с продуктов.

 

21:43

В терминале ЙОД и продукт это любое изделие, любое материальное изделие или услуга, которые мы можем покупать, продавать, создавать, обрабатывать и так далее. У продукта есть целая куча свойств. Мы их можем посмотреть в разных видах, в виде карточек, в виде списков, группировать почему-то по каким-нибудь параметрам, фильтровать, только услуги.

 

22:13

или только продукты изготавливаемые. Компоненты, которые входят в спецификацию. В каждом продукте заполняются свои атрибуты. То есть мы делаем что это? Продаем мы его или закупаем? Если эти галочки ни одна не стоит, это значит, что это продукт, который мы изготавливаем, мы его не продаем, не покупаем, изготавливаем. То есть он может быть складируемый, потребляемый или услуга.

 

22:42

Складируем это стандартные продукты изделия. Потребляемые это расходки, расходные материалы. Если мы ветош не используем, ее нет в спецификации изделия, но она есть в ведомости расходных материалов. Мы ее тоже учитываем, можем ее отдельным типом вывести и отдельно с ней работать. Есть единицы измерений.

 

23:11

Можно указать единицы измерения для закупки, единицы измерения для работы. Потом они все друг друга пересчитываются. Есть складские элементы. То есть мы можем завести вес готового изделия там объема, для того чтобы потом считать транспортировку. Задаются маршруты операционные. Это что мы с ним делаем? То есть если это закупаемое изделие,

 

23:41

при закупке компонентов. Можно делать автоматическую закупку компонентов по разным стратегиям. Производство, make to order, make to stock это добавочный как стандартный для того, чтобы автоматически создавать производственные заказы. Интересные есть дни на составление производственного заказа, параметры. То есть мы можем указать как вручную.

 

24:09

так и рассчитать и спецификации. Если мы в спецификациях показываем время изготовления тех или иных компонентов, то система пробежится по спецификациям, посмотрит, сложит все времена и посмотрит сколько надо на изготовление и добавит сюда автоматически время для того, чтобы нам заказывать. То есть, срок поставки заказчика, тоже интересный параметр, это для того, чтобы...

 

24:37

Например, на изготовление уходит один день, но для того чтобы там подготовить все отгрузочные документы, там например мы находимся в Калининграде, у нас это таможня, там всякие сертификаты и так далее, то есть может уходить там до недели. Если мы поставим здесь неделю, то мы знаем, что вот этот продукт уходит у нас в Большую Россию, то мы знаем, что вот локально мы можем отгрузить там за день, а в Россию нам надо...

 

25:05

день на изготовление или неделя на изготовление, и еще сколько-то на оформление. Есть целая куча всяческих смарт-кнопок. То есть он показывает сколько у нас в наличии прогноз на изготовление. Можно посмотреть движение, минимальные максимальные запасы можно устанавливать для автоматического пополнения.

 

25:28

нас будет интересовать, например, спецификация. Потому что каждый продукт может иметь спецификацию. То есть это для разозлования. Причем, если у продукта есть несколько вариантов, то может быть на каждый вариант своя спецификация. То есть, например, если мы какое-то изделие окрашим в разные цвета, то у нее есть стандартная спецификация и есть спецификация, например, которая учитывает, что вот тут должна быть там черная краска, здесь синяя, там еще какая-то.

 

25:57

Теперь если посмотреть спецификацию, то у нее есть компоненты, операции, побочные продукты. Побочные продукты это если мы изготовим какое-то одно изделие и в результате изготовления у нас появляется еще какое-то товарное изделие или заготовка, то мы можем указать, что там, допустим, изготовив один стол, мы еще получаем там исходя из того, что мы там его так раскраиваем,

 

26:27

сиденья для стула. Потому что когда делаем столешницу, мы тоже материал используем, например, для стули. Воду спецификации разворачивается, сворачивается. То есть эта спецификация одна, которая может включать в себя разные продукты. Например, Роскос Малый. Она включает в себя Роскос Малый и Роскос Малый

 

26:57

что для одного используется там труба и у него есть операции, а у другой материал вот это вот 485-й входит уже как материал и у него есть только порошковая окраска. То есть ну количество сколько идет на изготовление одного изделия всегда можно посмотреть. То есть один малый расход включает этот малый 485-й на который идет

 

27:27

В ЭГП стали 3,1169 кг. Тут же показывает сколько оно доступно в наличии. Если есть какие-то проблемы, оно нам подсвечивает красником. Когда оно доступно для изготовления. Что-то можем запускать сейчас, что-то у нас будет готово только, например, сегодня.

 

27:48

соответственно это все можно

 

27:53

как с большей, так с меньшей детализацией выводить. Можно выводить просто в штуках, можно выводить еще операции, сроки доступности и так далее. Тут же это можно напечатать и отдавать, скажем так, на проверку технологам.

 

28:14

Если надо. Но обычно это все делается, смотрится прямо в системе. Когда мы сделали все спецификации, к ним мы привязываем, спецификации имеется ввиду по материалам сделали, к ним привязываем операции. То есть как я показывал, что спецификации есть операции. То есть операции, они привязываются к производственным участкам.

 

28:45

То есть мы их можем прямо здесь добавлять или создавать или добавлять из существующих. То есть если посмотреть список операций, у нас уже достаточно большой, там 400 с лишним операций, рабочих, в каждой операции есть, какой спецификацион относится, где делается, какая длительность.

 

29:10

начинать после это интересное поле, это между операциями, что операции есть которые делаются последовательно. Для того устанавливаем что начинать после такой-то, это будет стоять в статусе, ожидая это

 

29:40

компьютер или планшет, это всегда можно посмотреть. Причем можно как PDF прикреплять, так делать свою маленькую HTML страничку. То есть написано текст, на самом деле это такой мини-редактор HTML страницы. Сюда можно добавлять текст, картинки, чертежи, пояснения какие-то там, ссылки, то есть стандартные элементы, списки, чек-листы и так далее.

 

30:10

Ну и можно с Google слайдом соединяться, но мы это не используем по понятным причинам пока. Операции базируются на двух вещах. То есть это спецификация и производственный участок. Производственных участков у нас тоже много. То есть это в принципе можно ставить как участок, так и отдельное оборудование.

 

30:39

токарный станок. В участках мы используем показатели эффективности, показатели вместимости, это сколько деталей за раз обрабатывает ОИЕ. Можно указать стоимость за час, причем стоимость за час для самого ворк-центра и для рабочего.

 

31:08

установки заготовки, а потом он там работает на других станках, то это тоже можно в системе завести, то есть сделать, так на первом экране было вот список рабочих центров, можно поставить здесь опцию login-logout, и тогда у нас человек, для того чтобы на нем какую-то операцию свою отметить, должен залогиниться, сказать, что вот он

 

31:36

начал операцию, потом закончил свою операцию, например, установку деталей в станок. И все. То есть время оператора отметится отдельно, время работы станка отметится отдельно. В станках есть еще интересная особенность, то есть есть так называемые альтернативные рабочие центры. То есть если одну и ту же операцию можно выполнять на разных станках или разных участках, их можно...

 

32:04

поставить как альтернативный. То есть тогда при планировании и при просчете доступности оборудования он нам покажет, что если этот цанук занят, то можно делать на другом. Причем, вот например, если мы поставили, что вот в этом станке гельмейстер 400, у них DMG и 420 это альтернативные центры, то в тех же станках можно...

 

32:32

Если мы поставим, что этот станок для них является альтернативным, то есть они, значит, взаимно заменяемые. А если мы там не поставим, то это значит, например, этот станок более серьезного уровня, и он может производить эти операции, а те станки, ну и соответственно операции тех станков можно себе брать. А те станки не могут вот такие сложные операции брать на себя, поэтому они не являются для него альтернативой. То есть достаточно гибкие решения. После того, как мы все это настроили,

 

33:02

Дальше запускается само производство. То есть запускаются, создаются заявки на производство. Заявки на производство это таблика, что мы должны изготавливать. По проекту мы должны сделать какую-нибудь лестницу или киоск, или роботизированную установку. Вот она нам говорится, когда у нас технологи в проекте сказали, что все готово, они все спецификации заполнили.

 

33:30

Все проверили операции, настроили. Можно запускать. Вот тогда мастер или начальник цеха из производства это все ловит и запускает в производство. Теоретически можно настроить автоматический запуск в производство, но это для серийных и простых деталей. Когда у нас вся технология отлажена, все есть.

 

33:58

То есть тогда можно при поступлении заказа вообще автоматом создавать заявку на производство. Каждая заявка на производство, если посмотреть, у нее есть свой номерок, продукт, который она должна создать. И есть источник. Вот источник это достаточно интересная штука.

 

34:27

разуслование и настроили правила до заказа, то у нас появляется источник. То есть мы вот эти вот опыта, которые начинаются, это значит автоматическое создание заказа на основании какого-то... какой-то заявки на производство. Причем может быть одна заявка на восполнение из нескольких заявок. То есть достаточно...

 

34:54

Интересно и круто работает система до заказов. Создав, например, 738 заказ, как основание, мы породили несколько подзаказов, которые в свою очередь могут еще какие-то подзаказы рожать. То есть система многоуровневая.

 

35:21

позволяет автоматизировать многие функции планирования. То есть когда запускать это все в производство, может решать человек. Он может поставить плановую дату и исходя из доступности, исходя из срочности. Но у него уже есть все заготовки. Каждая заявка на производство, она порождает производственные задания. Вот те самые операции, которые мы привязывали в спецификациях.

 

35:49

когда мы говорим, что надо что-то сделать, он нам их выстраивает. То есть их можно сгруппировать, например, там или по заявкам на производство и посмотреть, что вот эта заявка, она породила вот такие операции. Вот эта заявка, там вот такие операции. Можно их группировать по производственным участкам, что в основном у нас сейчас так делается, чтобы посмотреть на какой производственный участок, какая есть плановая загрузка или текущая загрузка.

 

36:19

Вводу можно вот эти все группировки фильтры настроить и потом сохранить. То есть мы для себя, например, сохранили, что, ну, не знаю, например, лазерная резка. Вот человек выбрал, и ему сразу видны его задания. Вот на лазерной резке у меня вот такие. То есть если я, как руководитель, хочу посмотреть общую разглядовку по постам, то я могу вот выделить и посмотреть на какой пост, сколько у меня есть.

 

36:49

заявок. Каждая заявка может иметь свой статус. Можно производить ожидание другого задания или будет написано ожидание компонентов. Если мы нажмем кнопочку начать, то у нас автоматом начнется отсчет времени затраченного на эту операцию. Когда мы нажали закончить, время посчиталось фактически.

 

37:16

Таким образом мы можем собирать что фактическое время и сравнивать его с плановым. Соответственно потом смотреть где мы там эффективны, где не эффективны, думать что с этим делать. Ну и как я показывал соответственно в каждом производственном задании мы можем посмотреть если есть чертеж то появится вот здесь чертеж. Соответственно запустив таймер у нас не на всех рабочих местах сейчас стоят компьютер или планшеты.

 

37:46

где-то стоит, где-то это делает мастер. То есть там где стоит, это вот рабочий просто здесь нажал старт, потом нажал все, запись готова и все. Количество штук можно указывать там, хоть по одной изготовил, хоть там всю партию сразу. Прочем можно делить. То есть я сделал там половину, закончил, начал завтра, он мне это задание разделит на два. Там типа вот я 100 сделал, он мне 100 штук.

 

38:14

сделает одно задание, 320 продолжит другое там. Ну вот такой основной функционал, который мы используем и в принципе продолжаем его развивать. Ну да, соответственно, все что готово, оно автоматически попадает на склад, и мы всегда видим, что у нас есть на складе. На складе всегда можем посмотреть, скорректировать остатки по существующим.

 

38:43

их можно корректировать как вручную, но так и автоматически на основании приходных радиов, если мы подключаем модуль закупки. Можно запустить какие-то перемещения, посмотреть места хранения, что, где, сколько. Ну, система достаточно гибкая, но в то же время простая и с расширяемым функционалом. То есть какие-то вещи мы используем стандартно и что-то дописываем сами.

 

39:12

Коротко, я что хотел показать и рассказал, то есть если есть вопросы, то... Господа, давайте вопросы в чат или голосом. Я хочу еще раз поблагодарить Игоря Михайловича, потому что я считаю, что при тех ресурсах затраченных это грандиозная работа, и они в анклаве не только...

 

39:37

И вот все-таки перед нами анклав еще и такой орга не только территориальный, а вот он вроде как бы вне тренда. Мы тут неоднократно слышали про лютые миллионы внедрения. Так вот, а почему вы не сокращаете номенклатуру? Такой низкий спрос на роботов, зачем вам нужны вот эти садовые скамейки, если вы делаете роботов еще и сварочных, еще и санктронамируете, еще и кондукторы делаете? Ну, смотрите, у нас...

 

40:05

предприятия работают вообще уже с 12 года. Начинали там как маленькая конторка, которая занималась какой-то металлообработкой, а потом начали расширяться и расширяться. И сейчас мы больше склоняемся к роботам, хотя те же самые скамейки и так далее мы продолжаем делать, потому что на самом деле это хорошие вкусные заказы. У нас сейчас город

 

40:36

активно, скажем так, обновляется. Плюс это курортный город, то есть постоянно на курортах открывают какие-то новые там зоны, новые вещи, то есть появляются интересные заказы. То есть и та же самая роботизация, мы ее делаем для себя и на себе же отрабатываем, ну скажем так, технологии. То есть у нас часть номенкатура, что мы делаем, мы сами поставили робота, сами его.

 

41:06

настроили, запрограммировали, запустили. То есть, и уже часть операции делается роботом. Это и раз. Но второе номенкуатура, то есть у нас в составе несколько компаний, поэтому у нас отдельные юрлица, то есть есть там несколько человек, которые занимаются, условно говоря, комплектующими, серийными, ну, то есть небольшая компания, и там группа.

 

41:35

выделено, которое занимается вот этими архитектурными формами, причем мы сейчас из изготовления больше переходим к разработке системы, модульных элементов архитектурных, которые опять-таки будем производить на отдельном своем небольшом производстве и дальше это будет как лего, то есть отправили там любой наш там покупатель или

 

42:05

Дилер-интегратор может это все дальше ставить и делать. А вы пробовали сделать конфигуратор на Odu, продукцию именно конфигуратор? Вот эта вот модная сейчас часть, сделать конфигуратор и сделать его на две стороны. То есть факторы для потребителя, факторы для... Нет, пока не делали. Если говорить по срокам, то есть выбирать систему, то есть на что переходить.

 

42:35

но в ноябре прошлого года после всех новогодних праздников, ближе к февралю, решили, что это будет Odo, начали ее там ставить, настраивать, тестировать. То есть, по сути дела, вот все, что вы видите, это все было запущено там за... ну, меньше, чем за полгода. Команда из полутора человек. Ты озвучил часть цифр. Тут, кстати, цифры были озвучены, народ в них, наверное, не верит.

 

43:03

Сколько у тебя всего людей на предприятии? Ну, в порядке 130. Сколько из них имеет аккаунты в воду, но живые? То есть, что-то нажимаешь на воду? Живые аккаунты, я даже показать могу, то есть это не секрет. 34 пользователя, из них две админских записи и две тестовых. То есть, 30 живых пользователей. Кто из них рабочие центры? Сколько рабочих центров?

 

43:32

Рабочие центры это сейчас порядка 5 или 6. Это мастера участков в основном. У них вот эти 50 рабочих центров распределены между шестью людьми, которые проставляют, что запущено, что выпущено, сколько, чего. Вопрос про полтора чайка в команде внедрения мы слышали уже?

 

43:59

Бюджет можешь озвучить приблизительно про лютые миллионы? Ну как? Это зарплата этих полутора человек. Один из которых это ты? Один это я, и еще у меня один человек на аутсорсе. Он больше занимается DevOps, то есть поддерживает сервера. Мы взяли в аренду две виртуалки на Яндексе.

 

44:28

Плюс там S3 в качестве хранилища прикрутили, чтобы не на самом хосте все файлы. То есть у нас вся файловая система проецируется на S3 яндексовский. То есть вот он этим занимается. Ну плюс там небольшие подстройки, конфигурация. И там сейчас немножко занимается правами доступа. Ну и там начинает уже потихоньку заниматься...

 

44:57

кодом модулей. Ну и я. Ну и плюс конструкторы технологии, то есть они выделили по одному человеку чисто как методологически, то есть чтобы процессы все согласовать, настроить и перенести сюда. Ну а бюджет основной, ну что там, мы там что-то пять тысяч в месяц платим за хостинг.

 

45:24

наверное это основные расходы, если так брать. Ну я еще один модуль за 10 баксов купил, остальное все опенсорсное и там самописное, ну сами дописываем. Тут не буду напоминать, на ОДМ есть доклад Влад Юров при переходе в реал тайн сократил серверную потребность в 30 раз. Кстати, скажи у тебя твое мнение.

 

45:51

когда Odo накушается со своим Postgres, то есть для тебя ли это реальный коризонт, и чувствуешь ли ты его вообще? Условно если в заводе 2 тысячи человек будет, завалится система? Сложно сказать, потому что Postgres тоже кластеризируется, можно сделать кластер, можно сделать балансировщик нагрузки, то есть это все... Да, то есть Odo у меня все...

 

46:19

завиртуализировано, то есть на хастах у меня настроены докеры, в которых крутится в отдельном докере крутится база, в отдельном там веб-часть, поэтому я как бы думаю, что предел и расширений нет, во всяком случае для тех задач, которые я вижу, но для средних и мелких предприятий, в принципе, ODA должно хватить в стандартной конфигурации, наверное, надолго.

 

46:47

крупников, типа там, не знаю, каких-нибудь там, ручнефти и так далее, ну, наверное, там надо применять другие решения, но ОДУ это, наверное, все-таки не про них. Когда внедряли, было ли сопротивление этой системы, ну, пускай негативный опыт из прошлого, и кто был лидером, кто был очень за, больше всех за, кто был больше всех против? Больше всех за был руководитель, директор, то есть…

 

47:13

Потому что он сказал, что мне надоел бардак, когда у каждого своя бумажка своя табличка. И когда мне надо посмотреть на общую картину, я начинаю отлавливать всех по одному и потом еще сравнивать их показания. Противники явных, я не скажу, что были такие явные саботажники и противники. Просто много было скепсиса. То есть, да мы уже пробовали, вот тут с Одинес приходили.

 

47:40

Нам тут накрутили столько всего, оно всё было непонятное, не работало, и ещё стоило каких-то неприличных денег. Ну, скепсиса было много, но сейчас потихоньку он развеивается, потому что, в общем-то, получается, приходит, а мне надо так, и оно как-то решается, настраивается.

 

47:59

А Стерсис был имена профессиональный или это личностные качества? Ну, то есть в силу того такой человек консервативный или это какая-то должность есть такая, которая намекала ему не доверять твоей затеи? В основном у меня больше такие личностные были, но у меня еще и по прошлым проектам я помню, когда внедрял систему автоматического расчета потребностей, там, исходя из плана производства для отдела снабжения.

 

48:29

что у меня там несколько человек, они вели, ну у вас конечно там автоматически все считает, но я в Excel перепроверяю. Вот там месяца через там 3-4 после того, как система там 4 месяца выдала планы, он, скажем так, был даже более точный, чем то, что они там вручную себе считали. Ну да, наверное можно Excel уже закрывать. Поэтому, в общем-то, в основном были скепсис, я говорю, все-таки был больше личностный.

 

48:57

С какого модуля начал и почему? Начали с проектов. Если посмотреть, они наиболее отработаны. Потому что, по большому счету, проекты это то, что задает все направление движения компании. Проекты это наши заказы. В какой они стадии, где они, что они. И когда это можно посмотреть в одном месте, это удобно.

 

49:26

Вот это вот вопрос, который меня мучает прямо сейчас, ты же знаешь, что я пытаюсь сделать проектный менеджмент на минималках. И почему-то малый бизнес, почему, короче, проектный менеджмент это для больших, это там северсталь, норникель, а нам никакой проект. А я считаю им важнее проектное мышление и проектный подход, чем крупный. У крупных, если они большие, значит у них уже процессы хоть как-то налажены. Ну то есть из традиций или описанных для ПМН, это уже вопрос 10.

 

49:53

Почему вот такое вот недоверие, сопротивление, если... Ну ты же помнишь, мы с тобой делали тоже проектный менеджер без исходности, потому что, ну, когда неуправляемая ситуация, и у тебя там своеобразные люди на проекте, то чтобы проект цифровизации удержать под контролем, делали проектный менеджер просто без исходности. Но вы видели, что это несложно. Ну, на самом деле достаточно просто запускается на воду.

 

50:23

вещи, то есть не перевысложнено. Если надо какой-то дополнительный функционал, всегда можно найти модули, которые есть в сообществе, в комьюнити. То есть у них там достаточно большой магазин приложений с кучей бесплатных дописок. Ну или вот что надо дописать самому. То, что я показывал, многие вещи мы дописывали сами. Что-то брали из магазина.

 

50:53

И тоже потом допиливали под свои нужды. То есть, вещи есть, которые можно брать готовые и прямо сразу ставить из коробки. Есть вещи, которые легко создаются, допиливаются. То есть, в этом плане ODA мне достаточно нравится. Потому что приходилось иметь дело с low-code-системами, и самому много чего внедрять, разрабатывать, писать. Но, скажем так, тут, по-моему, такое.

 

51:21

достаточно оптимальное соотношение того, что можно настроить вручную и того, что можно достаточно с маленькими усилиями дописать. То есть достаточно человек, который разбирается в питоне и в базе данных, понимая, что такое ORM-модель, которая используется в воду, но это obje то есть это когда объектное программирование или объе программирование с методами и атрибутами проецируется на структуру данных.

 

51:50

автоматически. То есть для того, чтобы создать тебе новое поле или новую таблицу, тебе надо просто, по сути дела, создать новый объект в системе, в модели. Еще вопрос. Слой отклонений и слой валидации строил, будешь строить? Кстати, обращаю внимание на светофоры. Вот у него свои, я подсмотрел, он достал эти роли, достал на карточку проекта.

 

52:15

Светофоры в наших кругах уже там, ну они еще чуть-чуть отличаются, но светофоры это уже обязательная часть. Это не Одовская, это, ну мы сами их доставали на карточку проекта, чтобы видеть. А у Игоря Михайловича еще есть дорожка, как она называется? Прогресс Бар. А? Прогресс Бар. Как по-русски, правильно. Сейчас же вели насколковский язык из зелёги. Да. Говорят, как Прогресс Бар называется по-русски.

 

52:42

Какое выполнение задания? Я их еще не доставал, потому что я застрял на переезде 16 в 17 версию. В связи с общей мобилизацией консорциума Odu помогать мне мало желающих. Я хотел сказать, что мы на Odu 16 сидим, придерживающие подхода Toyota, что лучше и хорошего. 17, наверное, может быть во многом чем-то и лучше.

 

53:12

16 она хорошая работает к ней пока очень много чего уже есть к 17 пока поменьше доработок поэтому сидим на 16 а вообще это перспективная история что именно 17 выбрали как доверенную версию пыли ну наверное да то есть есть там фишки очень интересные которые прямо из коробки то есть то

 

53:40

появилось что-то революционно новое, там они просто многие вещи сделали доступными и более простыми в конфигурации для простого пользователя. То, что, например, раньше там какие-нибудь в проекте можно вот сейчас настроить вещи, там, той же валидации или там создание каких-то там дополнительных действий

 

54:10

выполнению каких-то условий, да. Если в 16-й это надо во многом делать ручками, в 17-й это уже появилось прямо в интерфейсе пользователя, что можно выбрать, что если вот это, то вот это, то есть вот эти все триггеры можно настраивать прямо из интерфейса. Кстати, это важная история. Вот авто-конбаны и автостатусы, мнение разделилось как-то, астроконечники и тупоконечники были ультопутовые, помнишь? Так вот вопрос.

 

54:39

Кто-то считает, что карточки надо двигать руками, потому что человек себе фиксирует, да, я это сделал. Но кто-то считает, что наоборот, что это пережиток вот этих, когда карточки были на стене, и войти все должно прыгать самому. То есть, статус изменился, карточка перепрыгнула сама. Ты вот за какую партию? Как у тебя и какие планы? Я, наверное, центрист. Потому что...

 

55:06

Да, я согласен. И у меня, кстати, многие люди даже специально просили, если видели, у меня там была кнопочка согласования, да, то есть я рассказывал, что у задачи есть контролер, который, пока он там триггер не переключит, что он не согласован в согласован, то ее выполненный не поставишь. То есть это с одной стороны да, с другой стороны, какие-то вещи должны быть автоматическими. То есть, наверно...

 

55:33

критические и финальные решения должен все-таки принимать человек, а все вспомогательные вещи, то есть по каким-то условиям можно делать автоматически. Поэтому тут подход должен быть такой взвешенный. Если все будет автоматом, то теряется контроль. Если все будет вручную, то много рутинной работы, которая раздражает.

 

56:01

А мы, кстати, это вскользь посмотрели, я не знаю, отразили ли это другие, я-то знаю вопрос, что задачи в проектах очень сильно взаимосвязаны. То есть есть задачи, которые нельзя начать, пока не начата другая, пока не финализирована задача. Есть задачи, которые порождаются другими задачами. У меня сейчас в тестировании, и, наверное, я буду перерабатывать модуль, который я, как я говорил, единственный купил, за 10 или за 15 баксов,

 

56:31

Вот как раз взаимосвязь задач, когда можно назначать, что эту задачу нельзя начать, пока та не закончена, или если это начато, то можно начинать и следующую, или если это не начато, то следующую нельзя начать или завершить. То есть есть такие, ну скажем так, взаимосвязи. Но у нее там есть некоторые технические, скажем так, нюансы, которые мне сейчас пока не нравятся.

 

57:00

Проблему решу, то тоже буду у себя внедрять. Сейчас у меня пока есть несколько уровней валидации и работы с отклонениями. То есть это чеклист. Пока чеклист не выполнен, он задачу нельзя закрыть. Пока, даже если выполнен чеклист, если стоит задача, что вот эта важная задача должна быть согласована и проконтролирована, то есть если она контролером...

 

57:28

или руководителям проекта не согласовано, ее нельзя закрыть. Плюс разделение прав. То есть, исполнитель задачи не может ее согласовать. То есть, он может через внутренние коммуникации иоду, я на них не останавливался, наверное, тут многие видели и знают, что есть там свои внутренние чаты, там конференции, назначение внутренних заданий и себе, и другим. Вот эти туду-листы, да. Он может сказать, что все, я готов.

 

57:57

Плюс вот эти все сортировки фильтра, которые мы там донастроили, показываем. То есть можно выделить задачи, которые, например, выполнены, но не согласованы, в которых я согласующее лицо. То есть у меня тогда этот список виден, я его могу отрабатывать. Тут достаточно много было сделано доработок, активно пользуемся там.

 

58:27

баклог, то есть файлик общий на сети, в который все пишут свои пожелания, замечания или там кому-то что-то не нравится или если найдена ошибка, то все туда сваливается, я это дело просматриваю, потом справлю, согласую, обсуждаю. Стандартная работа для разработки, правда, вся команда разработки из одного человека.

 

58:54

Вопрос спецификация. Может ли включать другие спецификации? Да, да. А ты побылся до чьих спецификаций? Конечно. У меня все спецификации, они все могут быть вложены. А сколько уровней? В три уровня есть или больше? Ну не знаю. Там по-моему 4 или 5 уровней точно у нас где-то были спецификации на сложные изделия. Вопрос...

 

59:23

был от Оргинского в Сергее, сколько пришлось доплатить к 16 версии, какая доля таких закупок. По мне, я говорю, что все доплаты это вот там 15 баксов на один модуль, и тот, который мы в продуктив пока не запустили, остальное все на... Обратите внимание, эта цифра уже звучала много раз, просто люди не хотят в нее поверить. Вот вам пример ментальных ограничений, причем...

 

59:50

Сергей Францевич, достаточно гибкое мышление. Но вот вопрос, что бюджет 5 тысяч на хостинг и плюс один человек, который за полгода это все, мало то что запилил, натянут на живой завод, пускай не самый крупный, но полмиллиарда тоже на дороге не валяются. Ну, у нас планы большие, поэтому лучше это, скажем так, начинать.

 

01:00:18

с маленького, чтобы потом вместе с ним вырасти, чем это пытаться натянуть это все на большое, когда тебя уже на ходу просто может размазать. Тут поддерживаю, кстати, это из японских, что говорит быстро, это так же как медленно, только не останавливаясь, каждый день по чуть-чуть. Себестоимость пытался победить? Прямые, косвенные, вообще пиэндель? Пока не дошел.

 

01:00:47

То есть планы есть. Хотя я вот и говорил, что мы 1С не хотели, все, но 1С мы от них никуда не уйдем. Бухгалтерия живет на 1С. Все платежи на 1С, поэтому нам это все надо будет потом сопрягать с 1С. То есть планы такие есть. Понимание как это делать, ну, общее пока тоже есть, хотя еще не углублялись. Вот. И себестоимость, ну, прямая, там собирается достаточно легко. То есть мы...

 

01:01:17

каждый. Покажу снова экран. Если зайти в производство, то тут что-то было, самый простой вариант. Если зайти в него, то

 

01:01:37

В каждом компоненте, в каждой спецификации можно, если мы проставляем цену продукта, цену операции, то потом это все можно собрать автоматически. То есть, вот как я показывал, что в любом продукте, ну вот тут какие-то данные есть, если в спецификации за единую стоимость входящих материалов, то он это все рассчитывает.

 

01:02:04

в проставленных рабочих центрах стоимость работы оборудования амбартизационная или продажная или еще какая-то, то это тоже считается вот смотрите, например если я вот на этот участок ленточная пила сейчас поставлю стоимость за час, например там тысячу рублей вот у меня одна операция отнормирована там, что она стоит тысячу рублей, то

 

01:02:34

Если я зайду вот в этот, так Раскос, вот в этот 475 у нас был, зайду и вот было 1250 стоимость, вот он посчитал уже 2250 стоимость, потому что я ввел стоимости работы оборудования. Если я туда привяжу стоимость работы человека, то

 

01:03:00

он посчитает это, то есть прямая себе стоимость в всяком случае собираться может. Я оставил настройку выполнения работы субконтракторов, потому что тут субконтракт есть в базовом функционале, но мне немножко не нравится, как он работает, поэтому нашел небольшой модуль расширения, который субподрядчиков...

 

01:03:28

выводит как отдельный участок, по нему можно работать или по себе стоимости, например по стоимости часа, а можно по стоимости вообще работ. То есть у нас например многие есть подрядчики, которые мы им даем довальческое сырье, они говорят это будет там стоить вот столько-то, потому что столько-то там часов на нормы часов у нас уходит на это. Все мы им это оплачиваем, они делают. Все остальное там транспорт, компоненты, все наше.

 

01:03:56

в таких случаях удобно считать прямую Себестоимость, ну как минимум прямую подходили к этому даже. Большое спасибо Игорь но сейчас проектный менеджмент у меня в Слишком машиностроение грустное стало.

 

01:04:25

гораздо более перспективные задачи. Ну, может быть, но кто-то с железками должен заниматься. Ну, если вопросов нет, то… Большое спасибо. Можешь, если есть время вдохновения, еще задержаться чуть-чуть и подбодрить, попинать. Как там еще сказать? Сейчас Миша Скворцов придет. Я надеюсь, он уже здесь.

 

01:04:53

Ему отдельное спасибо, потому что когда выбирали систему, там я часто с ним консультировался, как вот это можно ли сделать, не можно, как лучше и так далее. Поэтому, скажем так, если сообщество развивается, то всегда есть у кого спросить, поэтому я за то, чтобы консорциум был, развивался и, скажем так, коммуницировал внутри себя.

 

01:05:23

Будем дружить. Давай, «Ни пуха…». Спасибо за выступление. Спасибо за внимание.

 



#UDM24_5 05 Проектный менеджмент и автоматизация завода на odoo, Игорь  Волченко
IT_InBIT September 27, 2024
Share this post
Tags
Sign in to leave a comment
UDM24 5 6 Структура MES на odoo, Михаил Скворцов, MK_Lab, RUdoo